assole54

Category:

Генри Фонда- выдающийся голливудский актер XX века

Генри Фонда- выдающийся голливудский актер XX века


                 Среда, 20 Апреля 2016 г. 22:22   редактировать + в цитатник
 

Генри Фонда (Fonda, Henry). Родился в 16.5.1905 в Гранд-Айленде (шт. Небраска), умер 12.8.1982 в Лос-Анджелесе.
 

Среди голливудских актерских династий семейство Фонда — самое обширное.  Уже четыре его представителя появились на экране. Но начало положил  Генри, проработавший в кино почти полвека и снявшийся в 90 фильмах.  Расцвет его славы пришелся на 30-е годы, где он стал ведущим выразителем  демократических тенденций того периода. Но и в последующие десятилетия,  когда менялись идеалы, герои, приемы игры, Фонда оставался любимцем  публики. Ибо многие сыгранные им персонажи олицетворяли собой принципы  американизма в лучшем смысле этого понятия.
 

Генри, родившийся в небогатой семье, — у  отца была небольшая типография — мечтал стать писателем и даже поступил  на журналистский факультет Миннесотского университета. Однако, проучился  там всего два года. Занятия в любительской труппе, которой руководила  Дороти Брандо — мать другой будущей знаменитости — поглощали все его  время. Ведь он выступал там не только актером, но и  художником-декоратором, ибо любил живопись и сам неплохо рисовал. В 1923  году выбор его был сделан окончательно. Фонда переехал в Нью-Йорк, где  жил в одной квартире с другим дебютантом — Джеймсом Стюартом, дружба с  которым поддерживалась всю жизнь. В 1929 г. Генри появился на Бродвее в  пьесе «Игра жизни и смерти», имел успех, и шесть лет спустя спектакль  «Фермер выбирает себе жену» фирма «XX век-Фокс» купила для экранизации  вместе с исполнителем главной роли.
 

Этот долговязый молодой человек с ясными глазами и застенчивой улыбкой  на милом лице, как нельзя лучше соответствовал той тенденции, которая  господствовала в кино США 30-х гг. Место лощеных красавцев и светских  львов в это десятилетие прочно заняли простые американцы — честные,  мужественные, искренние, из тех, кого всегда хочется иметь рядом в  трудную минуту.
 

Не случайно наивысшие успехи этого актера  на экране оказались связанными с именем Джона Форда — самого  американского из голливудских режиссеров. В его фильмах Фонда был  Авраамом Линкольном, сыграв не только конкретное историческое лицо, но и  национальный характер с его причудливой смесью силы и предприимчивости,  энергии и прагматизма («Молодой мр. Линкольн», 1939). А также — Томом  Джоудом — бывшим фермером, а после разорения — сельскохозяйственным  батраком в «Гроздьях гнева» — в нашем прокате «Дорога бедствий» (1940),  олицетворяя собой лучших представителей народа в их борьбе за социальную  справедливость. Храбрым шерифом Вайатом Ирпом — представителем закона  на беззаконном Дальнем Западе в знакомой нам картине «Моя дорогая  Клементина» (1947). Идеалистом и мечтателем лейтенантом Дугласом  Робертсом, образ которого весьма украсили комедийные краски, приданные  ему исполнителем. («Мр. Робертс», 1955 — до этого актер почти семь лет  играл эту роль на Бродвее).
 

Фонда любил сниматься в комедиях и делал это успешно. («Леди Ева»,  1941; «Самец», 1942; «Великолепный болван», 1942 и др.). Был очень хорош  в вестернах, которых у него множество: «Барабаны в долине Могавка»  (1939), «Форт Апачи» (1948), «Жестяная звезда» (1957), «Как был завоеван  Дальний Запад» (1962) и др.
 

Генри Фонда с дочерью Джейн
 

Но главным в его творчестве, прошедшим  через все десятилетия, был борец за правду и справедливость, к какой бы  эпохе и сфере ни относились сюжетные перипетии. Таков он в вестерне  «Инцидент в Окс-боу» Уильяма Уэллмана (1942) — единственный, кто  пытается удержать взбудораженную толпу от линчевания троих невиновных. В  уголовной драме «Двенадцать разгневанных мужчин» Сиднея Люмета (1957),  где актер играл Восьмого присяжного, сумевшего силой своей убежденности  доказать остальным одиннадцати их неправоту в осуждении мексиканского  подростка. В политическом фильме «Самый достойный» Фрэнклина Шефнера  (1964) его кандидат в президенты Уильям Рассел обладал многими лучшими  чертами Джона Кеннеди. В знакомой нам экранизации «Войны и мира» (Кинг  Видор, 1956) Пьер Безухов стараниями исполнителя не стал романтическим  героем, как хотело руководство фирмы, а остался таким, каким он был у Л.  Толстого — носителем философского смысла романа.
 

Лиризм, обаяние, тонкость и душевная чуткость Фонды во многом смягчили  все эти образы, не позволили им стать схематичными или ходульными, как  это нередко бывает с подобными ролями положительных персонажей. Актер  отрицательно относился ко всяким школам и методам исполнительства, но  исповедовавшиеся им принципы реализма и психологизма во многом были  близки системе Станиславского.
 

  Особенно отчетливо все эти притягательные черты его таланта проявились в  последнем фильме «На золотом пруду» (1981) — во многом  автобиографичном. Сыграв старого профессора Нормана Тейера (эта работа  была увенчана целым сонмом премий: «Оскаром», «Золотым глобусом», призом  23 МКФ в Карповых Варах), Фонда как бы подвел итоги собственного  длинного жизненного пути, оставив нам в наследство светлое ощущение  жизни, ее радости, красоты, тепла.
 

Помирился он здесь и с дочерью (Джейн Фонда), отношения с которой  раньше оставляли желать лучшего: отец не одобрял ее образ жизни. Вместе с  Питером эти двое были его единственными детьми, хотя актер был женат  пять раз. Но лишь с последней спутницей, Ширли Адаме, молоденькой и  хорошенькой стюардессой и манекенщицей, в брак с которой он вступил уже  шестидесяти с лишним лет, был по-настоящему счастлив.
 

О своем творчестве и отношениях с людьми Фонда написал в книге «Моя  жизнь», появившейся в год его смерти. В 1978 году он был удостоен премии  Американского киноинститута. В 1980-м получил специального «Оскара» —  за вклад в киноискусство.
 

Из фильма "На Золотом пруду" 1981г
 

Из фильма " 12 разгневанных мужчин" 1957г
 

Из фильма "День покаяния" 1973г
 

Из фильма"Федора" 1978г
 

Из фильма " Иезавель" 1938г
 

Из фильма"Не тот человек" 1956г
 

Из фильма "Война и мир" 1956г
 

Из фильма "Война и мир" 1956г
 

Из фильма "Однажды на Диком Западе" 1968г
 

Из фильма "Иногда великая идея" 1970г
 

Из фильма "Гроздья гнева" 1940г
 

Из фильма "ЛедиЕва" 1941г
 

Из фильма "Жил был обманщик" 1970г

призы и награды
Премия "Оскар":
1980 - Почетная премия за выдающийся вклад в развитие киноискусства
1981 - Лучший актер ("На Золотом пруду")
 

Номинация на "Оскар":
1940 - Лучший актер ("Гроздья гнева")
1957 - Лучший фильм, продюсер ("Двенадцать разгневанных мужчин")
 

Премия "BAFTA" (1957):
Лучший иностранный актер ("Двенадцать разгневанных мужчин")
 

Номинация на "ВАFТА" (1982):
Лучший актер ("На Золотом пруду")
 

Номинация на "Золотой глобус" (1957):
Лучший актер, драма ("Двенадцать разгневанных мужчин")
 

Премия "Золотой глобус" (1981):
Лучший актер, драма ("На Золотом пруду")
 

Номинация на "Эмми":
1980 - Лучший актер в мини-сериале или телефильме ("Зал славы Хэллмарк")
 

Премия "Тони":
1948 — Лучший актер в пьесе ("Мистер Робертс")
1979 — Почётная премия за вклад в развитие театрального искусства
 

Номинация на "Тони" (1975):
Лучший актер в пьесе
 

Премия Сесиля Б. Де Милля
1980 — за выдающиеся заслуги в кинематографе
 

Карловы Вары (1982):
Лучший актер ("На Золотом пруду")

http://www.hollywood-actors.ru/other/gfonda_bio.htm

Аэлита 54
 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic