assole54

Categories:

Джеймс Стюарт-Легенда Голливудского кино

Джеймс Стюарт-Легенда Голливудского кино.


                 Понедельник, 27 Января 2014 г. 10:11   редактировать + в цитатник
 

Американский киноактер, который за полвека создал обширную галерею «маленьких людей» большой Америки.
 

Родился 20 мая 1908 года в Индиана, штат Пенсильвания, США.
В 1932 году окончил архитектурный факультет Принстонского университета.
«Самый совершенный актёр-личность» — так называли в 30-е годы этого  очень высокого, худого шатена с внимательными серыми глазами и  застенчивой улыбкой. Им в этот период создан образ рядового американца —  симпатичного, наивного, честного человека, которого стремятся  использовать в своих интересах богатые и власть имущие, но, естественно,  терпят поражение, ибо он наделен не только умом и практической сметкой,  но и юмором.
Сын владельца лавочки скобяных товаров (когда Стюарт достиг  известности, полученные им «Оскары» и другие призы гордо красовались в  витрине), Джеймс заинтересовался театром еще в университете: помимо  того, что он был аккордеонистом и фокусником, у него обнаружился и явный  комедийный талант. Во время выступления студенческой труппы на Бродвее с  пьесой «Кэрри Нейшн» (1932) Стюарт, появившись на сцене на полторы  минуты, получил в награду смех и аплодисменты. Вкусив их, юноша забыл  про архитектуру и целиком отдался театру. В пьесах «Снова прощай», «Все  хорошие американцы», «Разделенные на тройки», «Путешествие ночью» актер  был непосредствен, смешон, обладал собственным неповторимым обаянием.  Казалось, этот человек самой природой создан для кинематографа и тот не  замедлил им заинтересоваться.

Стюарт  дебютировал на экране в 1935 году в роли полицейского репортёра в  фильме «Специалист по убийствам». Но ему потребовалось пять лет и  пятнадцать фильмов, чтобы добиться настоящего успеха. Он пришел с  картинами Фрэнка Капры «Этого вам с собой не унести» (1938), «Мистер  Смит едет в Вашингтон» (1939) (в нашем прокате — «Сенатор»), «Жизнь  чудесна» (1947). С помощью этого режиссера актер создал прославивший его  образ рядового человека, родившегося в маленьком городке, от  законопослушных родителей, упорного и настойчивого ходатая за интересы  таких же, как он, ничем не выдающихся людей. «Необычно обычным»  окрестила его пресса. Джеймс варьировал этот имидж в разных жанрах:  мелодраме «Созданные друг для друга» (1939), вестерне «Дестри снова в  седле» (1940), комедии «Не время шутить» (1940) и др. У Стюарта был свой  стиль игры: шероховатый, неровный, нервный, где сентиментальность  постоянно прослаивалась комизмом. Запинающаяся речь, застенчивая манера  общения свидетельствовали о том, что он не какой-то там светский шаркун,  нахал и эгоист, а человек, хотя и ершистый, но положительный. Именно за  такую роль Джеймс получил «Оскара» в «Филадельфийской истории» (1940),  обойдя при этом центрального исполнителя Кэри Гранта.
В годы войны Стюарт стал первой кинозвездой, ушедшей добровольцем в  армию, хотя его заработок упал при этом с 12 тысяч долларов в месяц до  двадцати одного (столько получал рядовой). Поскольку Джеймс умел  управлять самолетом (у него давно был собственный), его зачислили в  военно-воздушные силы, где он к сентябрю 1945 года стал полковником с  многими наградами. Оставаясь в резерве и всячески сотрудничая с военной  авиацией, актёр дослужился в ней до чина бригадного генерала.

              Из фильма "С собой не унесешь" 1938г

          Из фильма "Мистер Смит едет в Вашингтон" 1939 г

            Из фильма "Дестри снова в седле" 1940 г

                     Из фильма "Филадельфийская история" 1940 г

С  конца 40-х Джеймс начал отходить от привычного образа, пробуя себя в  разных амплуа, в том числе и отрицательных героев: циничного репортёра в  «Звоните Нортсайд 777» (1948), учителя убийцы в «Веревке» (1948),  контрабандиста в «Ма-лайе» (1950), пьяницы в «Гарви» (1950).
В 50-е актёр нередко выступал в «новом» вестерне в ролях умудренных  жизнью людей, далеких от идеальности, но по сути своей — неплохих.  («Винчестер 73», 1950; «Сломанная стрела», 1950; «Поворот реки», 1952;  «Далёкая страна», 1955; «Человек из Ларами», 1955; «Человек, который  убил Либерти Вэланса», 1962.) Потом пошла серия популярных биографий:  «История Глена Миллера» (1954), лётчика Чарлза Линдберга в «Духе Св.  Луи» (1957), гангстерского босса, изобретателя 30-калиберной винтовки в  «Карабине Уильямса» (1952) и др.

                     Из фильма"Дух Сент-Луиса" 1957 г

Наибольших  достижений актёр достиг в триллерах Альфреда Хичкока: «Окно во двор»  (1945), «Человек, который слишком много знал» (1956), «Головокружение»  (1958). За роль адвоката на процессе армейского офицера в «Анатомии  убийства» Отто Преминджера (1959) был в пятый раз выдвинут на «Оскара»,  но получил премию Венецианского МКФ и нью-йоркских критиков. В 60-е—70-е  особых успехов на экране у него уже не было. Роли повторяли сыгранные  ранее или вообще он появлялся лишь в эпизодах. Необходимость  зарабатывать деньги у Стюарта отсутствовала, ибо долгая работа в кино  сделала его мультимиллионером. К тому же он первый ещё в 1940 году ввёл в  свою актёрскую практику получение — дополнительно к гонорару — процента  с прибыли от показа картины. А так как фильмы с его участием неизменно  пользовались успехом, то количество получаемых долларов росло и росло.

                   Из фильма"Окно во двор" 1945 г

                  Из фильма "Человек, который слишком много знал" 1956 г

                    Из фильма"Головокружение" 1958 г

                    Из фильма "Анатомия убийства" 1959 г

Женился  Джеймс поздно — в 41 год — на Глории МакЛин, с которой счастлив вот уже  четыре десятилетия. Помимо двух мальчиков — её детей от первого брака,  супруги вырастили собственных девочек-близнецов, родившихся в 1951 году.  Этот «почти самый нормальный из голливудских звёзд», как ядовито  заметила когда-то обозревательница Лоуэлла Парсонс, увлекается  фотографией, любит гольф, рыбную ловлю, пикники.
Не только на экране, но и в жизни Стюарт остается тем, с кем зрители  хотели бы идентифицировать себя в жестоком и циничном мире.
80-е годы увенчали долгую экранную жизнь актёра вереницей премий. В  1980 году её вручил Американский киноинститут. В 1984 году он получил  «Оскара». В 1985 году ему был присужден специальный приз 38 МКФ в Канне.  В 1987 году о нём сняли телевизионный документальный фильм «Джеймс  Стюарт — прекрасная жизнь».
 

Ушёл из жизни 2 июля 1997 года в Лос-Анджелесе.
призы и награды
Премия "Оскар" (1940):
Лучший актер ("Филадельфийская история")
 

Номинация на "Оскар":
Лучший актер ("Мистер Смит едет в Вашингтон",1939)
Лучший актер ("Жизнь прекрасна", 1946)
Лучший актер ("Харви", 1950)
Лучший актер ("Анатомия убийства", 1959)

Аэлита 54

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic