assole54

Categories:

Художница-портретистка Кристина Робертсон (1796-1854) (двор Николая II)

Художница-портретистка Кристина Робертсон (1796-1854) (двор Николая II)


                 Пятница, 01 Августа 2014 г. 11:16   редактировать + в цитатник
 

Портрет Александры Фёдоровны 1841 г.

Кристина Робертсон. Автопортрет. Около 1822.

В  первый раз Робертсон приехала в Санкт-Петербург в 1839 году. Вначале  она писала портреты знати, некоторые из которых тиражировались  в гравюрах Генри Робинсона, также жившего тогда в России. Весной  1841 года Робертсон была приглашена ко двору писать портреты Николая I и  его семейства. В том же году серия ростовых портретов императрицы  Александры Фёдоровны и её дочерей выставлялась в Академии художеств,  а сама Робертсон стала почётным вольным общником Академии (второй  женщиной — членом Академии после Виже-Лебрён). 

Портрет великой княгини Марии Николаевны 

Граф  М. Д. Бутурлин, описывая художественную жизнь Петербурга писал:  "Госпожа Робертсон отобрала почти всю практику у своих собратий.  У петербургской тогдашней знати вошло в моду списывать свои портреты  заморскою этою артисткою, которая брала за них неслыханные цены, по 4  000 или даже по 5 000 рублей серебром, если портрет был в натуральный  рост, по 2 000 (помнится мне) за поясной и по 700 (или около того)  рублей за головной, с одними плечами... Модная Британская артистка  написала, поочередно всю царскую семью во весь рост и получила за то  около ста тысяч рублей серебром... не прошло и шести лет, как все  эти знаменитые произведения перешли из дворцовых зал в полутемные  коридоры, и о г-же Робертсон едва ли кто ныне помнит."

Портрет великой княгини Марии Николаевны. 1841 г.

Бутурлин  был не вполне прав в своих оценках — акварельные портреты, написанные  Робертсон, продолжали украшать рабочие кабинеты Александра II в течение  всей его жизни. Парадный портрет Александры Фёдоровны оставался  вывешенным в ротонде Зимнего дворца до Октябрьской революции,  и пострадал во время переворота.

Портрет Великой Княгини Марии Александровны

В  1847 году Робертсон вернулась в Санкт-Петербург. В январе 1849 г  её вновь пригласили в Зимний дворец, писать портреты невесток Николая  I — Марии Александровны и Александры Иосифовны. В феврале 1850 года  Робертсон известили о том, что Николай I «не удовлетворён» новыми  портретами и приказали исправить уже написанное. В сентябре 1851 г двор  повелел хранителю эрмитажных портретов Ф. А. Бруни вернуть все копии  Робертсон без оплаты.

Императрица Александра Федоровна. 1852 г.

В  конце жизни бедствовала, из-за отсутствия средств не могла вернуться  в Англию. Смерть Робертсон во время Крымской войны, когда большинство  британской колонии в Петербурге уехало из России, осталась незамеченной.  Художницу похоронили на Волковском кладбище.

Портрет великой княгини Марии Александровны

После  Октябрьской революции портреты работы Робертсон, хранившиеся в частных  собраниях, были рассеяны по провинциальным музеям. В Государственном  Эрмитаже хранятся тринадцать работ Робертсон, из которых двенадцать  атрибутированы точно, а одна — предположительно. Это семь портретов  семьи Романовых, четыре портрета представителей семьи Юсуповых  из собрания Юсуповского дворца, портрет Ю. Ф. Куракиной и, по мнению  Е. П. Ренне, одна из лучших работ Робертсон — «Дети с попугаем».  Кто именно изображён на этом двойном портрете 1850 года — так и  не известно. Вероятно, что лицо Марии Александровны на эрмитажном  портрете было переписано в манере Франца Винтерхальтера уже после смерти  Робертсон. Три портрета, вызвавшие в 1850 году недовольство Николая I,  хранятся в музеях Петергофа.

Дети с попугаем. 1850 г.

Портрет великой княгини Ольги Николаевны

Портрет княжен Ольги Николаевны и Александры Николаевны (дочери Николая I). 1840 г.

Портрет великой княжны Александры Николаевны

Портрет императрицы Александры Федоровны. 1840-е

Портрет М. С.Бутурлиной. 1841 г.

Портрет Б. Н. Юсупова. 1850 г.

Портрет О. И. Орловой-Давыдовой.

Портрет императрицы Марии Александровны. 1850 г.

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой. 1840 г.

Источник

Аэлита 54

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic