assole54 (assole54) wrote,
assole54
assole54

Categories:

5 станций метро Москвы, построенные на месте кладбищ

 
 
Сокол - одна из станций, южный вестибюли которой построен на месте кладбища у Храма Всех Святых на Соколе
Сокол – одна из станций, южный вестибюли которой построен на месте кладбища у Храма Всех Святых на Соколе

По древним поверьям, погосты и могилы тревожить нельзя, ибо души людей не смогут обрести покоя и будут беспокоить ныне здравствующих. Однако после революции в 1920-30х годах большевики к этим предрассудкам относились крайне скептически. В рамках борьбы с религиозными культами они сравнивали с землей многочисленные кладбища, и строя на их месте скверы, дороги и даже жилые кварталы и школы – в период индустриализации города стремительно росли, и клочки земли с неэстетичными крестами и надгробиями были никому не нужны. Преимущественно останки переносили на другие погосты, однако далеко не все родственники могли организовать переезд, а все, что осталось просто равняли с землей.

Пощадили лишь самые известные Ваганьковское, Новодевичье и Калитниковское кладбища, где нашли покой многие выдающиеся личности. После расширения столичных границ в 1950-60е годы под экскаватор попали погосты в присоединенных к столице многочисленных селах и городах.

Что уж и говорить, при прокладке метротоннелей и строительстве станций, нужных всему городу, какое-то старое кладбище никак не могло стать помехой – бульдозеры быстро делали свое дело. Более того, в 1930-е годы, когда строились центральные станции первых очередей метро, как материал для облицовки ввиду его дефицитности использовали серые гранитные плиты с монастырских и общих кладбищ со всей столицы и Подмосковья. Надмогильные плиты шлифовали, чтобы не были видны надписи, резали их на куски, и затем облицовывали ими пол или стены, по которым затем проходили миллионы людей в год.

Итак, какие же станции столичной поземки, через которые проходят десятки тысяч человек в день, находятся в буквальном смысле на костях?

1.Сокол

Наложение Братского кладбища на современную карту
Наложение Братского кладбища на современную карту

В 1915 году в разгар Первой мировой войны у Всехсвятской церкви организовали Братское кладбище для героев военных действий, всего более 18000 человек, а также авиаторов. В первые годы советской власти в этом месте карали белогвардейцев, священников и политзаключенных. В 1925 погост закрыли, а в 1932 решил реорганизовать в парк, сломав все надгробия, а в 1938 году в район пришло метро с конечной станцией Сокол, южные выходы которого находятся недалеко от бывшей окраины погоста. В непосредственной близости от выхода до 1982 года располагалось кладбище при храме Всех Святых, известное с 18 века.

Находящийся неподалеку Чапаевский парк также появился на месте бывшего городского погоста для воинов-инвалидов.

                                                                                                           

2.Марьина Роща

Наложение старой карты с Лазаревским кладбищем на современную застройку территории
Наложение старой карты с Лазаревским кладбищем на современную застройку территории

Новая станция метро как и развязка Третьего транспортного кольца рядом построены на месте одного из старейших и до революции крупнейшего в Москве Лазаревского кладбища, которое известно еще с 1757 году и служило последним пристанищем для бедняков и чумных. В XIX века с расширением границ столицы погост получил статус элитного, и здесь появились могилы купцов и аристократов.

В 1932 году было принято решение о реорганизации территории, и в 1938 году погост частично (между Трифоновской ул. и Сущевским валом) превратили в детский парк с каруселями и танцплощадкой, который сейчас носит имя Фестивальный, а в советское время носил имя Дзержинского. В парке сохранилась церковь Святого духа, которая располагалась аккурат в центре разоренного кладбища. При этом за давностью лет на новые места перенесли лишь малую часть погребений. Говорят, что еще лет 30 назад среди деревьев попадались старинные надгробные плиты с полустершимися надписями.

3.Филевский парк

Мазиловское кладбище располагалось левее от метро, где гаражи и многоэтажки
Мазиловское кладбище располагалось левее от метро, где гаражи и многоэтажки

Мазиловское кладбище, принадлежавшее деревне Мазилово, простиралось на взгорке у оврага с речкой Филькой, сейчас заключенной в коллектор, в районе современных ул. Пивченкова и Олеко Дундича. После начала массовой застройки района в 1960-е погост, тянувшийся до вестибюля и платформ нынешнего Филевского парка, ликвидировали, застроив его жилыми домами с гаражами, и проложив по границе поверх коллектора с речкой (сохранился лишь Мазиловский пруд) наземные пути метро от станции Пионерская до Филевского парка.

4.Лефортово

Станция Лефортово находится буквально у забора Введенского кладбища
Станция Лефортово находится буквально у забора Введенского кладбища

Станцию метро и выход из нее построили буквально у ограды исторического Введенского кладбища, которое было открыто в 1771 году для чумных, а также иноверцев, католиков и лютеран, преимущественно немцев, которые до революции часто селились в Немецкой слободе. Перегон к Электрозаводской и вовсе идет под кладбищем на небольшой глубине около 15 метров.

5.Новоясеневская

Ясеневское кладбище находится у выхода с Новоясеневской
Ясеневское кладбище находится у выхода с Новоясеневской

При прокладке Новоясеневского проспекта, а затем северного вестибюля станции метро немного подрезали Ясеневское кладбище, известное в 18 века, которое до 1992 году считалось вообще деревенским, и оттого учет могил на нем никто не вел. Забор кладбища начинается сразу за выходом из метро через подземный переход.

6.Кутузовская

Местность у метро Кутузовская в начале XX и XXI веков
Местность у метро Кутузовская в начале XX и XXI веков

Наземная станция со всех сторон окружена исчезнувшими кладбищами – с востока к ней вплотную подходило Еврейское кладбище между Москвой-рекой и Кутузовским проспектом, на котором в 1950-е годы построили элитное жилье для номенклатуры, а в 2000-е – Театр Петра Фоменко на склоне берега и тоннель Третьего транспортного кольца. Восточнее на месте Гохрана на ул. Кульнева, в овраге у которого проходит перегон от Кутузовской до Филей, находилось Филевское кладбище, а рядом – скотобойни. По изначальному проекту перегон должен был пройти под землей под кладбищем, но в итоге проект пересмотрели, и пути пустили чуть ближе к берегу Москвы-реки по открытому участку в овраге.

P.S. По имеющейся информации, многие метростанции в центре города как Библиотека им.Ленина, Новокузнецкая, Красные ворота, Пушкинская, Полянка и Лубянка были построены рядом и ли на месте церквей, вокруг которых на Руси традиционно размещали погосты.

``````````````````````````````````````````````````````````````````

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments